top of page

Дети токсичных родителей

Мы обращаемся с собой так, как с нами обращались другие. Ребенку гораздо проще чувствовать вину, за то, что им не довольны родители, от которых он полностью зависит, чем злиться на них. Вина - это очень ретрофлексивное чувство, где злость на другого остановлена и обращена на самого себя. Маленькому человеку легче признать себя ответственным за жестокое обращении с ним тех, от кого он зависим, чем признать, что он не может им доверять. Ведь опекуны обязаны обеспечить ему безопасность для выживания. Этой ответственностью за всех и всё, ребенок неосознанно пытается вернуть себе контроль над ситуацией.


kid with toxic parents

Родителям нужны удобные дети, а не счастливые. А через вину можно прекрасно управлять человеком, вынуждая его полностью подчиняться, ради сохранения отношений с обиженным родителем. Страх и стыд – тоже прекрасные рычаги влияния. Как вода камень точит, так эти манипуляции подтачивают чувство самоценности, заставляя ребенка чувствовать себя недостойным, нелюбимым, неадекватным и ненужным. Чем токсичнее были отношения с родителями, чем больше в них было манипуляций, тем вероятнее, что во внутренней феноменологии отношения с собой будут развиваться все по тому же сценарию – сам себе Жертва, сам себе Контролер/Преследователь и периодически, сам себе Спасатель. И здесь даже не имеет значения, какой тип поведения был у ребенка – адаптивный/послушный, или протестный. Импринтинг (впечатывание) тех моделей поведения, что были перед глазами, неизбежно.



kids underwater saving from fish

Перечислю виды внешнего насилия, которое бывает физическим, экономическим и психологическим: нарушение границ тела, угрозы, наказания в виде лишения чего-то ценного, критика, сравнение, оскорбления, игнорирование, холодность, обвинения, запрет эмоций, требование хранить взрослые тайны, использование ребенка как душепопечителя, непредсказуемое поведение взрослого, принуждение.



puppet

Когда человек характеризует своего любимого родителя как «строгий, но справедливый» и добавляет, что он сам вынуждал его быть с собой жестким, то я начинаю подозревать, что это как раз тот самый случай дисфункциональной семьи. Дети токсичных родителей до их старости, а часто и после их смерти, считают, что недостаточно постарались, чтобы те их полюбили. В своей взрослой жизни они продолжают зависеть от своих родителей, от их одобрения и манипуляций, боятся с ними поссориться, считают, что несут ответственность за их чувства, плохо понимают про собственные желания, но стремятся соответствовать ожиданиям родителей. И искренне верят в чудо, что когда-нибудь эти святые люди все же полюбят их за все их старания! А если и не полюбят, то неосознанно бывшие дети токсичных родителей выберут себе партнеров, с которыми будут пытаться отыгрывать тот же сценарий отношений, в надежде завершить его по-другому, делая то же самое.


Выросшие дети токсичных родителей могут столкнуться в своей взрослой жизни с рядом типичных проблем. Например, стать жертвой абюзивных отношений, страдать от непонимания того, чего они действительно хотят, испытывать страх близости, так как близкий всегда причинит боль или бросит. В целом подозревают мир в худшем и не верят в свою удачу. Страдают от перфекционизма и «синдрома самозванца». Носят в себе неимоверное количество напряжения и не могут расслабиться, потому часто болеют стрессогенными заболеваниями.


Аутоагрессия, как привычный способ расплаты за собственную никчемность и пожизненную виноватость – естественная форма поведения для людей, выросших в дисфункциональных семьях. К физической аутоагрессии можно отнести: самопорезы и выдергивание волос, обгрызание ногтей или кутикулы, кусание внутренней поверхности щек, татуировки, пирсинги, изнурительные медицинские и косметологические процедуры. Или, наоборот наплевательское отношение к своему телу. Это и отсутствие заботы о себе, и излишние риски, как-то экстримальные виды спорта, быстрая езда, промискуитет, асоциальное поведение с драками, злоупотреблением химическими веществами. У некоторых людей физическая аутоагрессия – это единственный способ почувствовать себя живым, ощутить свое тело. Перевести фокус внимания с душевной боли, с которой непонятно, как обходиться, в физическую боль. Чрезмерные физические нагрузки (работа или спорт), лишения себя отдыха, развлечений, изнурительные диеты – все это может указывать на жестокое обращение с собой. Сюда же можно отнести неумение обращаться за помощью, изоляцию, отказ от развития. И конечно же – деструктивные мысли о себе, критика. Крайняя форма аутоагрессии – суицид.


Есть ли выход из таких неблагоприятных историй жизненного развития? Только вы ответственны за то, что будете делать сейчас с тем, что когда-то сделали с вами. Для этого, прежде всего, нужно осознать свою нынешнюю роль в порочном сценарии жизни, понять свои истинные желания и начать путь трансформации, освобождаясь от груза старых представлений о себе и балласта родительских предписаний. Да, это непростой и длительный путь, но с помощью психотерапии – реальный.

Comentários


bottom of page